Навчально-виховний комплекс "дошкільний навчальний заклад-загальноосвітня школа І ступеня" №10

Виступ президента Всеукраїнської Асоціації Монтессорі-вчителів на Міжнародній конференції «Монтессорі педагогіка: Освіта для життя» 13-14 жовтня 2017 року


Выступление Бориса Михайловича Жебровского, президента Всеукраинской ассоциации Монтессори-учителей и президента Международного педагогического клуба европейских столиц, на Международной конференции «Монтессорі педагогіка: Освіта для життя» 13-14 октября 2017 года.

 О системе Монтессори, Монтессори-школах в Украине и образовании будущего.

Вступительное слово

Пани та Панове! Еще раз всем доброго дня!

Говорят, что жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Надеемся, что эти два дня будут и приятными, и полезными, и вспоминать их мы будем с улыбкой.

Поскольку живем уже в цифровом мире начну с двух цифр — 110 и 25.

110 лет Дому ребенка Марии Монтессори и 25 лет первой в Украине Школе Монтессори.

Эти цифры своеобразный код нашей конференции.

Семь мыслей за семь минут.

Первая. Мысль, изреченная повторно, уже другая.

10 лет назад выступал на пленарном заседании Всемирного конгресса в Риме, посвящённом 100-летию Дома ребенка Монтессори. На днях перечитал материалы Конгресса. Многое сегодня воспринимается уже совершенно иначе.

Время меняет акценты, а акценты — смысл. Надо перечитывать.

Мудрость приходит не с первого раза — она накапливается постепенно.

Вторая. То, что вчера было истиной, сегодня уже заблуждение.

Эту мысль мудрецы повторяли из столетия в столетие. И, конечно, спорили. Судья один — практика.

Я пересмотрел материалы международных Монтессори-конференций за последние годы и признаюсь, интерес вызвало то, что основывалось на живом опыте.

Надеюсь, что в Киеве мы поделимся им широко и открыто.

Что касается сомнений. Как-то попалось на глаза интервью молодого парня, основателя Гугла — Ларри Пейджа (все знают, что Ларри учился в школе Монтессори). Приятно было прочитать его отзыв о системе Монтессори. Цитирую: «Такой вид обучения, взращивающий подход с постановкой всех фактов под сомнение и нежелание следовать приказам, сильно повлияли на мое будущее». Хорошо сказано!

Сомневайтесь, господа! И спрашивайте. Все начинается с вопроса.

Мысль третья. Хотя нет. Все начинается с мечты.

Судьба подарила мне много лет назад встречу с профессором Нэнси Рембуш. Это была знаковая и драматичная встреча. Нэнси оставалось на Земле несколько месяцев. Она знала об этом. Но встретилась с украинской делегацией. И не раз. Эти встречи коренным образом повлияли на развитие системы Монтессори в Украине. Ее ученицы стали нашими учителями и друзьями уже почти четверть века.

Сегодня они с нами — Марша, Джинни, Рита, Джо. Вы обязательно их услышите. Для меня встреча с ними всегда праздник души и подзарядка для ума.

Тогда, в Принстоне, профессор Ненси Рембуш сказала: «Вас привела к нам мечта, а все начинается с мечты. У вас все получится!».

И получилось. Хотя было очень трудно. Мощная, но тоталитарная система образования в Украине, сопротивлялась демократической и гуманистической педагогике, как арктический лед ледоколу — с шумом и треском. Чтобы открыть первую школу Монтессори, потребовалось даже заручиться поддержкой первого Президента страны.

Сегодня в Украине около двухсот учебных заведений Монтессори. Как и должно быть, все они очень разные, но у всех одна мечта и одна цель — научить детей жить в этом стремительно летящем мире и быть счастливыми.

Четвертая мысль. Пока существует педагогическая система Марии Монтессори — образованию не страшны никакие реформы.

Почему? Любые реформы сверху –порождение политической турбулентности. Тошнит, но летим. Метод Монтессори — глубоко научный. Её система саморазвивающаяся. Об этом еще 100 лет назад писала великий украинский педагог София Русова. По-большому счету, система Монтессори и есть реформа снизу, она не давит, она поднимает. Совсем недавно в США прошел конкурс на лучший проект супершколы, который организовала вдова Стива Джобса — Лорен Джобс. Она выделила на проект 50 млн долларов. Определили 10 победителей. Просмотрел их концепции и ничего там нового не нашел. Ремейки старых знакомых мелодий. Звучат, правда, неплохо.

Господа, все ведь упирается в вечную истину, — ребенка надо любить! Любят-то все, но как любить всегда — этому надо учиться. И учит любить ребенка всегда — научный метод Марии Монтессори.

Мысль пятая. Завтра — это сегодня, которое было вчера. Это сказала моя внучка. Так мог сформулировать только пятилетний ребенок.

У них и учимся. Порой мне кажется, что о будущем больше пишут, чем о настоящем.

Человечество явно напряглось и встревожилось.

Вот три книги. Жак Аттали — «Краткие истории будущего», Джордж Фридман — «Следующие 100 лет» и прогнозы знаменитого футуролога Рея Курцвейла « Будущее мира до 2099 года».

Забавно, конечно. Но я спросил себя: «А что будет с образованием? Чему, как и кто будет учить наших внуков и правнуков? Ведь это столетие и есть их жизнь.»

У меня есть ответ. 110 лет развивалась система Монтессори и еще 110 лет будет развиваться.

О вызовах времени мы и попробуем сегодня поговорить.

Шестая мысль. Плохой проповедник хуже безбожника.

Что тревожит? В школу Монтессори приходят все больше педагогов и родителей не по зову ума и сердца, а по моде. Это неизбежно.

Значит, надо все силы бросить на поиск, помощь и обучение настоящих монтессорийцев. Для Украины это главная проблема.

Как-то великий киевский философ Николай Бердяев сказал: «Настоящие интеллигенты всегда в меньшинстве».

Думаю, это относиться и к учителям Монтессори.

В Восточной Европе, Азии стремительно растет интернациональная сеть Центров обучения учителей Монтессори. Это хорошо. А вот для их тренеров, преподавателей лучшая школа – международная конференция.

Общайтесь, господа! Общайтесь!

Мысль седьмая и последняя. Как и принято у монтессорийцев — это анекдот.

Еврея перед казнью спрашивают: какое у вас последнее желание?

Ой, хочу черешен!

Помилуйте. Какие черешни? Январь, зима!

Ничего, я подожду!

В самые трудные, кризисные времена для человека главное — умение ждать, верить и думать. А подумав — делать.

Как говорил Вольтер: «Каждый должен выращивать свой сад». Добавим: желательно – Монтессори-сад.

С мыслями — покончено! В конце — эмоция.

Черт возьми; 25 лет — это так быстро! Представляете, нашим первым выпускникам первой Школы Монтессори — тридцать!

А нам-то уже – за тридцать!

Но, оглянувшись, видим, что силы потрачены не зря. Мечты сбываются. Рядом — друзья. А за спиной — дела. Нам кажется, что мы-то уж знаем, как учить детей и внуков, чтобы они умели жить вместе и чтобы сбывались уже их мечты.

А вот что мы знаем, а в чем еще сомневаемся — давайте и поговорим.

Спасибо, кто слушал. И совсем неплохо, если кто-то в это время думал о своем. Лишь бы о приятном. Все!

Выступление на панельной дискуссии

Переходим к делу.

Раньше говорили, что все удачливые рождаются в рубашке, сегодня все рождаются с гаджетами. И это очень похоже на правду.

Все слишком стремительно. Система образования шла-шла и пришла в тупик. Учить на опыте вчерашнего дня, как жить завтра — бессмысленно.

У меня была возможность общаться на эту тему с коллегами во многих странах Европы, общий вывод: все решает качество личного образовательного пространства. Из чего состоит это пространство? Школа давно уже не монополист. Есть интернет, медиа, семья, родственники, занятия в кружках и студиях, есть онлайн-образование и т. д. Человек получает за день больше информации, чем совсем недавно за год.

Мне говорят: ничего страшного, детский мозг, как кувшин, примет столько, сколько вольется. Есть нюанс. Информации не просто много, она противоречивая. А это стресс.

Вывод. Учитель должен знать и понимать личное образовательное пространство каждого своего ученика.

А теперь скажите, кто и где его этому учит? У меня нет ответа.

Давайте так. Я еще назову несколько вопросов, на которые у меня нет однозначных ответов. Конечно, их будет семь.

1

В декабре этого года в Дубай официально открывается Музей будущего. Будет в нем и павильон образования. Интересно? Не то слово.

Рассказывают, что имплантируемые в них устройства смогут устанавливать связь между сознанием нескольких людей, менять настроение, обеспечивать мгновенный перевод звучащей речи и т. д.

И что мы будем с этим делать?

2

Социальные сети. Компьютерные игры. Нейролингвистическое программирование. Что предпочитают дети — мир виртуальный или реальный? Кто становится для них кумиром?

Детская кибербезопасность — это не охрана помещений, это охрана души. И даже жизни.

Кто готовит этих охранников? Где? Как?

3

Роботы в школе. Три года назад, выступая в Страсбурге в Совете Европы на конференции «Мыслим глобально, действуем локально», предложил эту тему. Не готовы были Европейцы ее обсуждать.

А роботы уже в классах и детсадах. Они — помощники детей и учителей. Учат с ними иностранный, танцуют. То ли еще будет. К 2035 году количество роботов превысит количество населения Земли. 40 процентов тех, кто сейчас приходит в детсады — будут безработные. Каждый день приносит потрясающие новости. Последние — создание молекулярных роботов. Фантастика. На мой взгляд, конструирование, сборки роботов, управление ими — чистый дидактический Монтессорийский материал.

Или нет?

4

Еще из фантастики. Ученые южноафриканского университета сумели подключить человеческий мозг к интернету в реальном времени. Говорят, — это знаковый рубеж в развитии нейрокомпьютерных интерфейсов. Кстати, ученые уже поймали искусственный Интеллект на том, что он способен создавать для своего внутреннего общения свой, непонятный людям язык.

Еще немного и человек будет понимать мозг лучше, чем мозг — человека!

5

Дистанционное образование. В Украине оно приобретает все большую популярность и необходимость. Кроме всего прочего, это вопросы социального равенства.

10 лет назад Салман Хан создал в Силиконовой долине Хан-Академию для качественного образования каждому и всюду. За это время записано десятки тысяч видео-уроков и лекций.

Спрашиваю у коллег, — а какова перспектива Монтессори видео-уроков? Многие отвергают. Почему?

6

Центр науки в детском саду — звучит. «Умный детский сад» — еще как звучит!

Это я к чему? Монтессори-сад – априори «умный». Но все же, а что там в этих других садах и школах? Как реагируют они на вызовы времени?

Не раз встречал, особенно в дошкольных учебных заведениях, потрясающе творческих педагогов.

Любая система развивается тогда, когда она не только впитывает новейшие технологии, но и привлекает самые креативные и смелые личности.

7

Японские ученые изучили механизм складывания крыльев у божьей коровки. Зачем? И что еще придет в голову ученым? Просто человеку интересно знать: почему? И это человеческое любопытство не заменят никакие роботы.

Дорогая моя Монтессори-семья. Лично у меня слишком много вопросов, на которые нет однозначных ответов. Значит, я абсолютно нормальный человек.

Когда в конце 80-х у нас появилась возможность познакомиться, открыть для себя самые авторитетные в мире педагогические системы — я выбрал и головой, и сердцем систему Марии Монтессори.

Но сейчас мне тревожно.

То, о чем говорят по всему миру вожди, правители, ученые-педагоги, о чем спорит учительство — скорее, эхо прошлого, чем отзвуки будущего.

Не то, Господа, не то.

Нет футуристической педагогики, нет понимания того, какие возможности и какие вызовы несет человечеству проникновение науки в самые сокровенные тайны мироздания и человеческой природы.

Мы, монтессорийцы, первые, кто должен думать и сомневаться, чтобы понимать будущее. И верить в человеческий разум.

Ну вот, снова семь путанных мыслей я озвучил. Как всегда, в конце, одна эмоция.

С утра до вечера слышу разговоры о «Новой школе». Мне это напоминает диалог двух одесситов:

— Абрам, а у вас в семье были евреи?

— Нет, конечно. Я — первый.

Новое, господа, вырастает из семян, которые собирали старшие поколения. Системе Марии Монтессори — 110 лет. Она способна принять вызов и новых технологий, и последний открытий нейропсихологов, да кого угодно. Ибо стоит на прочном фундаменте основополагающих знаний о природе человека.

Но чтобы вовремя реагировать на вызовы — их надо знать!

И теперь я попрошу подключиться к разговору знатоков.

К заключительному слову.

Из школьного юмора:

— Сынуля, ну что нового в школе.

— Булки подорожали.

Это полезный разговор. Кроме чисто профессиональных деталей, понятных только учителям Монтессори, никто не может спрятаться, отгородиться от вызовов времени, от общих проблем образования.

Мир превратился в коммунальную квартиру, где все слышно, где все связаны. Сегодня все собрались в комнате «Украина»..