“Задача детства – построение человеком своей личности. Какими характеристиками должен обладать Ваш ребёнок в его взрослой жизни? Я думаю, среди прочего большинство родителей перечислят такие качества как самоуважение, независимость, умение чувствовать свои потребности, умение разрешать различные ситуации. Все эти и другие качества нужно помогать формировать уже с рождения.
«…мы должны сделать вывод, что в первые два года жизни происходит становление психики, а не только рост. Формирование способностей, формирование сознания, в этот период формируется все, а впоследствии природа совершенствует и увеличивает то, что было сформировано» (Мария Монтессори, курс в Лондоне, 1946, неопубликованное, стр.17).
И первыми задачами раннего детства (0-3 года) является формирование функциональной независимости. Для её развития ребёнку необходимо овладение такими бытовыми навыками самообслуживания как прием пищи, одевание и туалет. Эти базовые вещи служат отправной точкой в установлении человеческой самооценки, осознания себя индивидуумом, независимым от кого-либо. Этот процесс начинается довольно рано – уже в 6-9 месяцев во время введения первого прикорма ребёнок способен поднести ложку с едой ко рту, в 9-12 месяцев он пытается натянуть носок на ножку, примерно в это же время начинает понимать свои ощущения во время мочеиспускания. То есть уже до достижения ребенком года он уже делает весьма успешные попытки овладеть многими навыками, и наша задача помочь ему в этом.
Ребенок хочет и может одеваться самостоятельно, однако взрослые должны так же быть внимательными и наблюдательными в этом процессе, чтобы облегчить жизнь не только ребенку, но и себе. Представьте, в 1,5-2-3 года ваш малыш самостоятельно одевается и раздевается в сад, на прогулку, в магазин! Когда-то я тоже в такое не верила, но вполне убедилась, что это возможно и на личном опыте и во время работы в школе.
Что нужно для успеха?
Давайте для начала разберем гардероб ребенка, детали которого ребенку будет удобно надевать. Начнем с верхней одежды.
Да, теплая одежда приносит массу неудобств, её тяжело надевать и снимать, но чем легче она будет, тем быстрее вы сможете одеваться с ребенком и меньше потеть.
1. Куртка. До 3 лет в качестве застежки лучше всего подойдет молния с крупным бегунком. Причем , если бегунок короткий, на нём можно закрепить шнурок, за который удобно схватиться и тянуть.
2. Штанишки. Полукомбинезон с широкими штанинами наиболее удачный вариант, лучше всего без тугой резинки по низу брючин, т.к. ребенку трудно натянуть их поверх обуви.
3. Шапка. Лучше всего шапка-шлем, которая закроет и голову и шею. Если на шапке подразумевается веревочка, которая завязывается под подбородком, то идеальным будет «советский» вариант с резинкой. Помните? Которую нужно было перекрестить под подбородком, а затем натянуть на саму шапку. Для своих детей я просто пришиваю к уже имеющимся веревочкам небольшой кусочек резинки (3-5 см). Так ребёнку будет проще хотя бы снять шапочку, не дожидаясь пока вы развяжете веревочки.
Либо как вариант – на веревочках установлена утяжка (продается в магазинах тканей) и ребенок, нажимая на кнопочку, может самостоятельно затянуть веревочку к подбородку.
4. Манишка. Обычный шарф ребенку до 3 лет вряд ли удастся надеть, поэтому лучше использовать манишку без застежек. Главное проверить, легко ли она натягивается на голову ребёнка его усилиями.
5. Обувь на липучках или молнии либо вообще без застежек. Молния должна застёгиваться достаточно легко. Если на молнии короткий бегунок, так же как на куртке можно закрепить шнурок.
6. Варежки желательно вязаные, мягкие. Да, они промокнут от снега, когда ребенок зайдет в дом, но зато ребенок получит бесценные знания – снег в доме тает и превращается в воду! А если взрослый еще и обратит на это внимание и предложить посушить на батарее, это будет цикл «промокло – повесили сушиться – высохло – надели снова», прямо как в жизни!
Одежда для помещений.
1. Футболка с широкой эластичной горловиной, желательно без застежек и однотонная (без определения переда и спинки).
2. Для девочек предпочтительнее туники или короткие платья, нежели полноценные платья. Платья часто мешают девочке при посещении туалета, подол попадает в унитаз и может намокнуть. Кроме того необходимы особые умения придерживать подол (подбородком, например), и натягивать при этом трусики и колготки J
3. Колготки лучше всего обычные «советские», которые ребенок легко может подтянуть на себя при одевании. Обтягивающие колготки детям очень сложно захватить, т.к. они сильно облегают ногу. Кроме того, если ребёнок намочил колготки, которые облегают ногу туго, их практически невозможно снять без помощи взрослого, а значит, ребёнок вновь становится зависимым от посторонних.
Примечание: Можно пометить переднюю часть колготок какой-нибудь нашивкой или этикеткой, тогда ребёнок сможет надевать их правильно.
4. Штанишки, леггинсы должны быть достаточно широкими и свободными, в т.ч. нижней части брючины, без застежек на эластичном поясе. Они должны легко сниматься и одеваться, т.к. часто именно сложность в снятии штанишек является причиной неудач с приучением к туалету, ребенок просто не может справиться со сложными ремнями и пуговицами, тугими штанинами.
5. Носочки должны быть эластичными, это позволит ребенку легко их надеть самостоятельно. Часто после стирки носки становятся «дубовыми», в этом случае лучше размять и растянуть носочки перед тем, как ребенок начнет попытки надеть их.
6. Обувь должна быть удобной для самостоятельного одевания. Лучше, если будет липучка вместо классических ремешков со штырьком.
Одежда, которую нужно избегать:
– Классические джинсы, покрой которых ничем не отличает от покроя взрослых джинс. Возможно использование денима, но покрой должен быть другим: эластичный пояс, свободные, широкие брючины (т.н. джоггеры)
– Комбинезоны – ребенок не сможет самостоятельно расстегнуть застежки на плечах.
– Мелкие застежки (пуговицы, кнопки). Здесь действует правило: чем меньше ребенок, тем больше предметы.
– Застежки сзади (ребенок в силу своих антропометрических данных не сможет дотянуться до застежки на спине).
Помните, что эти ограничения ВРЕМЕННЫЕ, как только ребенок овладеет навыками переодевания с простой одеждой, можно усложнять задачу – предоставить возможность застегивать и расстегивать пуговицы, пробовать надевать узкие джинсы, учиться ходить в туалет в платье средней длины и т.д.
Второй момент помощи взрослого ребенку в получении новых навыков является организация гардероба ребенка.
Во-первых, если вы определили адекватный гардероб ребенка, уберите всё лишнее, иначе желание ребенка надеть именно «вот это платье» никак не способствует развитию его навыков.
Во-вторых, у ребенка должно быть конкретное место для его верхней одежды и одежды для дома. Например, у нас дома в коридоре это:
1. – крючки для куртки, полукомбинезона
2. – небольшая корзинка для шапки, манишки и варежек,
3. – ящик для остальной «уличной» одежды (колготок, носков, кофт, платьев).
Вся другая домашняя одежда хранится в одном выдвижном ящике шкафа: 2-3 футболки, 2-3 штанишек, 2-3 носочков, 2-3 платья, 2-3 трусиков. Все остальные 8 чемоданов с различной детской одеждой хранятся в недоступных для детей местах, откуда и достаются вещи по мере необходимости.
Каждый раз раздеваясь, ребенок кладет каждую вещь на своё место. Таким образом, он будет знать, где взять ту или иную вещь. В результате Вы сможете одеваться на прогулку параллельно.”
Виктория Цыренова, воспитатель AMI 0-3