“Мы никогда не должны забывать, что ребенку хочется слушаться взрослого и что это послушание ему по сердцу. Больше всего на свете ребенок любит взрослого. Мы же обычно лишь говорим: “Как родители любят ребенка!” Про учителей тоже говорят: “Она так любит детей!”
Принято думать, что детей нужно учить любить родителей, учителей, человека вообще, животных, растения, вещи. Но кто учит детей любить? Едва ли взрослый. Он называет капризами жизненно важные поступки ребенка. Он ищет случая, чтобы защитить от него свое имущество. Такой взрослый не может научить любви, потому что он не имеет таких тонких чувств, которые мы назвали выше как “разумная любовь”.
Уж кто действительно умеет любить – так это ребенок, который хочет быть рядом со взрослым и всегда привлекает к себе внимание: “Посмотри на меня, останься со мной!”
Вечером, когда ребенок ложится в постель, он зовет к себе любимого человека и страдает, когда тот покидает его. Когда мы садимся за стол, ребенок уже с младенчества хочет быть с нами, но не для того, чтобы есть с нами, а для того, чтобы смотреть на нас и быть с нами рядом. Взрослый не замечает этой мистической любви. Однако он знает, что это маленькое существо, которое любит его, должно вырасти когда-нибудь и уйти от него. Кто будет тогда звать его к себе, прощаясь и трогательно прося перед сном: “Останься со мной!” вместо равнодушного “Спокойной ночи!” Кто еще захочет остаться с вами, когда вы едите, чтобы только смотреть на вас? Мы сопротивляемся этой любви, но никогда не найдем ничего похожего на нее. Мы говорим нервно: “У меня нет времени, я не могу, мне некогда!” и в глубине души думаем: “Этим детям нужно прививать правильные манеры, иначе мы станем рабами при них”. Мы хотим освободиться от них, чтобы они не мешали нашему удобству.
Ужасна привычка ребенка будить мать и отца по утрам. Домработница предотвращает это недоразумение и играет роль ангела-хранителя утреннего сна родителей. Но что, как не любовь, побуждает ребенка спешить к родителям и будить их? Это чистое существо с восходом солнца спрыгивает с постели, разыскивая родителей. Малыш словно хочет сказать им: “Научитесь же жить свято! Уже светло, уже утро!” Но он приходит к родителям не поучать, а как существо, движимое желанием снова увидеть того, кого любит.
В комнате, возможно, душно и окна плотно зашторены, чтобы ни один лучик не проник в нее. Осторожно, боясь темноты, преодолевая страх, ребенок нежно дотрагивается до матери. Отец и мать начинают браниться: “Мы тебе уже тысячу раз говорили, чтобы ты не будил нас”. – “Я вас не бужу, – хочет ответить ребенок, – я хочу поцеловать вас!” Это означает так много: “Я хотел разбудить вас от сна, я хотел разбудить вашу душу!”