Навчально-виховний комплекс "дошкільний навчальний заклад-загальноосвітня школа І ступеня" №10

Дитячий страх розлуки з мамою…

Джерело  –   m.me/montessori.bougenville

 

“Цепляние” за маму – это вполне естественный этап развития. У кого-то больше, у кого-то меньше.
Впервые страх расставания (грусть или сильный испуг при исчезновении мамы из поля зрения) начинается в промежутке между 7 и 11 месяцами. Обостряется в возрасте 15-18 месяцев. Постепенно ослабевает к 2 годам. И к 3 годам полностью проходит. Так что ребенок, колотящий дверь туалета или кричащий навзрыд, в этом возрасте вполне себе естественное явление.
Основная причина такого поведения – та самая сформированная привязанность и несформированное мышление. То есть ребенок точно знает, что его жизнь в руках мамы, но совершенно не понимает, что мама просто ненадолго отошла. В младенческом возрасте мышление элементарно “чего не вижу – того не существует”. Пройдет еще достаточно много времени, прежде чем ребенок поймет, что объекты вне поля зрения продолжают существовать. В чуть старшем возрасте существует страх того, что мама хоть и существует, но может больше никогда не вернуться. Отсюда лимбическая система подает сигналы опасности, в кровь выбрасываются гормоны стресса и… Ну Вы сами знаете что происходит потом…
Как ребенок усваивает, что мама вернется? 
 Только лично убедившись в этом после многократных, многотысячных повторений. Только не надо понимать буквально и бросать ребенка с другими, лишь бы он привык к вашему возвращению. Давайте все делать в “безопасном режиме”.
Итак, пошаговый алгоритм действий “Как помогать ребенку справляться с тревогой расставания”:

1. Самый первый этап, в который можно играть еще с младенчества, как только появились признаки тревоги. Игра в “ку-ку”. Мама просто закрывает свое лицо руками или платочком и произносит слова “Где мама?”, открывает лицо со словами “Вот мама/мама здесь”. В таком безопасном режиме, когда мозг еще не получил сигнал опасности, ребенок мягко и плавно получает модель “возвращения” мамы.

2.Когда дети становятся чуть постарше. Начинаем играть в прятки. Делаем это тоже поэтапно.
1) Сначала мама прячется так, чтобы ребенок мог видеть ее часть тела, но не всю целиком. Когда ребенок усвоит правила игры и будет спокойно реагировать на это, продолжаем играть в прятки.
2) Теперь мама прячется целиком. Но постоянно подает голосом признаки присутствия “А где это мама спряталась? Где мама? Ищи маму” и т.п.
3) Традиционные прятки. Мама прячется и не выдает себя (исключения – если ребенок начинает тревожится или усиленно звать маму – подаем голосом подсказки).

3.Ненадолго оставляем ребенка с другим значимым взрослым (папа, бабушка и т.д.)
Важное правило здесь – взрослый должен быть хорошо знакомый ребенку, к которому сформированы теплые чувства.
Оставлять ребенка тоже нужно правильно!
Сначала уходите на совершенно незначительно время (не более 5 минут!). Обязательно расскажите малышу, что вы уходите и обязательно вернетесь через 5 минут! И так какое-то время. Потом постепенно увеличивайте время отсутствия. После возвращения обязательно подходите к ребенку. Даже если ему весело и он не замечает Вашего возвращения, обязательно добейтесь того, чтобы ребенок заметил Вас. Можно просто подойти и сказать “Зайка, мама вернулась, как и обещала. А что это ты тут делаешь? Рисуешь/играешь/строишь? Покажешь маме?” Побудьте рядом какое-то время. Задача одна – формирование устойчивого понимания связи – мама ушла -> мама пришла. И по-прежнему мной интересуется. Повторю, это возможно только в безопасном режиме.
 Вот почему идея “убегать, пока не видит”, не работает. Она скорее пугает ребенка и он начинает сильнее цепляться, так как не знает, в какой момент мама опять исчезнет.
 Мы всегда рассказываем, что уходим и всегда акцентируем внимание, что вернулись, как и обещали!

 Тревожным детям (впрочем, как и всем другим) никогда нельзя говорить, что мама оставит его одного за плохое поведение. Нельзя пугать тем, что кто-то заберет ребенка у родителей (бабай, полиция и пр.). Это, наоборот, усиливает тревогу.
Каждый этап занимает нужное для ребенка время. Не стоит спешить. Дайте столько времени, сколько ему необходимо. Это залог успеха и гарантия того, что ребенок после 2-3 лет точно сможет легко Вас отпускать!

Если Ваш ребенок старше 3 лет и всё так же сильно цепляется и кричит, чтоб Вы не уходили.

Начинать можно практически с самого начала (с 2 пункта игр в прятки). Ну и помните про золотое правило совместных игр каждый день. Если все предпринимаемые меры не дают должного результата,  рекомендуем маме обратиться за помощью к психологу.